Запаривание шелковых изделий
Для закрепления красителей (см. "Красители для тканей. Парозакрепляемые красители") утилитарные изделия (платки, парео, шарфы и т.п.) и расписанные шелковые панно подвергают обработке горячим влажным паром в отсутствие воздуха при повышенном давлении. При этом волокна тканей набухают, краски закрепляются в нитях шелка водяным паром, так как при запаривании краситель лучше проникает вглубь волокон и взаимодействует с ними. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет становится насыщенней и глубже, не выцветает и не боится воды, на шелке появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это придает росписи законченный вид, особенно при создании утилитарных изделий.
Конечно же, запарка более длительный и тяжелый процесс закрепления красителей, но ваши усилия будут вознаграждены блеском красок и мягкой шероховатостью шелка.
Поэтому если выбраны красители, закрепляемые паром, то роспись следует запарить. Чтобы запарка была качественной, необходимо правильно подбирать материалы, используемые в росписи, а также строго следовать технологии. Используйте для росписи только 100-% шелк без примесей и профессиональные красители для закрепления паром.
Даже
мельчайшие брызги или влажные руки могут оставить пятна на изделии с
незакрепленными красителями. Прежде чем закреплять красители паром,
можно поставить на изделии свою подпись специальным маркировочным
карандашом для тканей.
В литературе по батику предлагается множество способов запаривания шелковых изделий – от запарки в медицинских автоклавах, до профессиональных запарников для шелка. К сожалению, домашние способы запаривания в кастрюле слишком хлопотны и непредсказуемы.
Чаще всего расписанный шелк предлагается запаривать в какой-нибудь большой емкости - баке или ведре - в подвешенном состоянии.
Хочу предложить вам более простой способ запаривания и с моей точки зрения более надежный – в большой пароварке, а проще говоря в «мантышнице» (т.е. в кастрюле, где обычно готовят на пару большие восточные пельмени – манты).
Те, кто увлекается кулинарией, обычно имеют ее в своем кухонном арсенале. Если готовить вы не любите и у вас ее нет, то можете попробовать приобрести подержанную мантышницу.
Я перепробовала многие способы запаривания, но этот мне нравится больше всего – с ним почти не бывает никаких неприятных сюрпризов в виде поплывшего рисунка от случайно попавших капель водного конденсата.
Нам потребуется:
- мантышница, она состоит из нескольких частей.
- кусок тонкой белой (либо просто светлой) не линяющей хлопчатобумажной ткани. Очень хорошо подойдут для запарки куски от старых х/б простыней, потому что они очень мягкие.
Кусок хлопчатобумажной ткани должен быть по длине и ширине больше на 10 см, чем наше расписанное изделие, т.е. если мы запариваем платок 90*90см, то мы должны приготовить кусок х/б ткани размером 100*100 см, если шарф 60*160 см, то кусок ткани должен иметь размер 70*170 см.
Такая ткань обычно получается многоразового использования. Поэтому имея несколько хлопчатобумажных полотнищ разного размера, например 60*60 – для шейных платочков, 100*100 см для стандартных платков и 170*70 см, или любой другой ваш любимый размер, для шарфа, можно запарить десятки изделий. Иногда ткань для запаривания следует простирывать.
- кухонная фольга.
Приготовьте из нее две чаши – одну плоскую, в нее мы будем укладывать наше изделие, вторую куполообразную, ею мы будем закрывать запаривающийся шелк. Для того чтобы изготовить такие чаши возьмите длинный лист фольги и сверните его в несколько сложений (3-5). У вас должен получиться квадрат со сторонами примерно 30*30 см.
Теперь руками придайте ему форму плоской чаши диаметром примерно 20 см и высотой бортиков 2-2,5 см..
То же самое сделайте для приготовления куполообразной чаши и руками сформируйте купол из фольги.
Эта чаша должна быть большего диаметра – примерно 25 см.
Теперь приготовим к запарке наше изделие. Шелк перед запаркой должен быть полностью освобожден от воска (см. "Как избавиться от воска") и соли (если вы применяли солевую технику, посыпая расписанную влажную ткань солевыми крупинками). Если вы пропитывали (грунтовали) ткань солевым раствором, для акварельной техники (см. "Акварельная техника" (пока на форуме)), то время запаривания увеличьте вдвое, т.к. солевая грунтовка задерживает проникновения пара к волокнам шелка. После росписи дайте изделию вылежаться в течении суток. Пусть красители хорошо соединяться с волокнами шелка. Приступая непосредственно к запарке, (например мы запариваем платок 90*90 см), возьмите кусок х/б ткани размером 100*100 см и расстелите его на плоской поверхности. Сверху на разложенную ткань, аккуратно, разгоняя все складки и складочки, расстелите платок так, чтобы х/б ткань выступала со всех краев на 5 см.
После этого начинайте сворачивать рулет из двух слоев ткани, внимательно следя чтобы не образовывались заломы и складки. Шелковая ткань нигде не должна соприкасаться сама с собой.
|