Рисуем кистью
При
помощи кисти можно рисовать точками, штрихами, пятнами. Со временем у
вас выработается своя манера работы кистью горячим воском, появятся свои
любимые приемы работы и любимые кисти. Натяните ткань
на раму или запяльте в пяльцы. Обычно при росписи тканей советуют
тренироваться на пяльцах, но в горячем батике при работе кистью
тренироваться лучше на довольно большом куске ткани, так чтобы у вас был
некоторый «размах». Самый удобный размер рамы для пробных работ, на мой
взгляд, это 40 на 50 см. Или возьмите пяльцы большого диаметра – 35-40
см. Не торопитесь сразу же работать по рисунку (эскизу).
Сначала опробуйте кисть. Почувствуйте, сколько горячего воска вбирает
ваша кисть и как она отдает его ткани, как быстро охлаждается воск на
кисти и когда нужно снова окунуть кисть в горячий воск. Не набирайте на
кисть слишком много воска, иначе ваша работа начнется с большой восковой
кляксы на ткани. Сначала рисуйте полосы, фигуры и пятна, точки и линии,
то сильнее нажимая на кисть, то слабее. Движения должны
быть быстрыми, особенно в начале работы, когда на кисти много горячего
воска, но равномерными. Если в начале работы вы промедлите, то на ткани
под кончиком кисти сразу образуется бесформенное восковое пятно. Затем
движения замедляйте, так как воска на кисти уже остается меньше и
резервирующий состав, остывая, хуже пропитывает ткань. Но как только вы
почувствуете, что воск стал остывать, сразу же верните кисть в банку с
воском разогреваться. Не возите по ткани охлажденной кистью, стараясь
втереть ею остывающий воск. Он все равно не пропитает ткань как следует,
и работу нужно будет исправлять с изнанки, резервируя воском все
«проплешины».
Иногда проще работать, сначала делая контур рисунка, а потом его
«закрашивать» горячим воском. Контур в таком случае можно сделать либо
тонкой кисточкой, либо чантингом, либо батик-штифтом (или
батик-модулем). Постарайтесь при закрашивании накладывать мазки немного
друг на друга и немного захватывать и восковой контур, иначе он потом
проявиться отдельно от рисунка. В то же время, старайтесь не выходить за
него, иногда это может существенно исказить рисунок. Места рисунка, где
должны оставаться довольно большие пятна защищенного материала, должны
покрываться плотно без просветов. Будьте внимательны, так как именно при
покрытии воском больших плоскостей иногда остаются незакрашенными места
соединения мазков кисти. Тогда при окрашивании краска затекает в эти
места, и после высыхания здесь образуются цветные пятна. Для того чтобы
проверить качество покрытия и обнаружить такие места, работу нужно
просмотреть на свет. Зарезервированные участки рисунка выглядят более
яркими и светлыми.
Но этот дефект можно использовать и как декоративный прием. Тогда
рисунок намеренно закрывается воском не полностью и при дальнейшем
окрашивании в непокрытые воском «полости» попадает краситель (см. гл.
«Дефекты в эффекты»).
Самые тонкие линии кистью, даже имея большой опыт, аккуратно и
качественно делать сложно. Поэтому если для прорисовки тонких линий у
вас имеется только кисть, то работайте очень аккуратно - поставьте
наклонно или положите горизонтально пяльцы или подрамник с натянутой
тканью рядом с электроплиткой, на которой на водяной бане находится
горячий резервирующий состав, либо рядом с «кружкой» с этим составом.
Обмакивать кисть в резервирующий состав придется очень часто, т.к. воск
на тонкой кисти очень быстро охлаждается, а холодный воск не даст
необходимого результата, не пропитает хорошо ткань и ничего не
получится. Прежде чем наносить резервирующий состав, мысленно в воздухе
проследите и уточните траекторию движения руки с кистью, а затем
работайте. Кисть чуть-чуть нужно обтереть от излишков воска о краешек
банки или мисочки, вынимая из резерва, чтобы не было капель на ткани.
Провести тонкой кистью можно лишь несколько миллиметров. Каждый
следующий мазок начинайте, чуть накладывая его на предыдущий.
На шелковых тканях резерв обычно наносится один раз, на более толстых
тканях, при необходимости, нарисованные резервом места следует с
изнаночной стороны покрыть новым слоем резерва. Контуры рисунка,
зарезервированного воском с лицевой стороны и с изнаночной, должны
совпадать. После остывания воскового резерва окрашиваем
ткань. Это можно сделать при помощи кисточки, губки или тампона, не
снимая ткань с рамы, а можно снять работу с рамы и полностью окунуть ее в
емкость с красителем.
Пока краска не высохла, промокаем салфеткой капли краски, которые
попали на восковое покрытие. Если они уже чуть подсохли, то
воспользуйтесь влажной тканью чтобы их удалить. Иначе, при вытапливании
воска они дадут цветной «крап». Вообще-то это считается дефектом, но
можно оставить эти капли намеренно, чтобы сделать рисунок интересней
(см. гл. «Дефекты в эффекты»)
(на одном из цветков были намеренно оставлены капли краски)
|