РИСУЕМ ЧАНТИНГОМ ИЛИ ЛЕЕЧКОЙ
Нанесение
тонких линий и точек удобнее всего делать чантингом или тьянтингом -
специальным инструментом для работы горячим воском. С его помощью можно
делать орнаментальные рисунки, прорабатывать мелкие детали, а можно с
помощью чантинга наносить восковые контуры, которые, как и резерв из
резинового клея и парафина в холодном батике, создают барьер,
препятствующий попаданию красителя на плоскость соседней фигуры. И, как и
в холодном батике, получается, так называемая, витражная роспись. Воск
в чантинге находится в маленькой медной чашечке (объемом около 2- 3 см.
куб.), которая может иметь разную форму. Главная деталь инструмента –
носик. Ширина носика у чантингов бывает разная, чтобы можно было
проводить линии различной толщины. Основные узоры наносят чантингом с
отверстием носика 1 мм, мелкие узоры – более тонким носиком, а самым
широким покрывают те места, которые имеют достаточно большие размеры.
Существуют чантинги с 2, 4, 5 носиками. Они позволяют нанести сразу
несколько линий, в том числе и параллельных, или точек. Ручки чантингов
могут быть сделаны из тростника, бамбука, дерева. Некоторые чантинги больше похожи на перьевую ручку.
Существует большое количество различных разновидностей чантингов. При росписи ткани сегодня в технике горячего батика используют современные чантинги, которые очень похожи на индонезийские. Вот лишь некоторые из них.
Китайские чантинги. К сожалению, у нас можно приобрести лишь этот вид чантингов.
Но у таких чантингов есть несколько недостатков: во-первых, они сделаны
из нержавеющей стали и поэтому быстро остывают, а во-вторых, отверстие
для зачерпывания воска находится очень далеко от носика и если в вашей
кружке (миске) осталось совсем немного горячего воска, то вы не сможете
зачерпнуть воск таким чантингом, поэтому при работе приходиться все
время поддерживать необходимое количество плавящегося воска. Кроме этого
он имеет длинную металлическую часть, что не позволяет держать чантинг
близко к носику. Попробуйте написать что-нибудь четко и аккуратно
шариковой ручкой, держа ее практически у кончика. Мы всегда держим ручку
почти у самой бумаги. То же самое и с чантингом. И последний,
немаловажный, недостаток – конструкция носика таких чантингов не очень
правильная, она заметно отличается от индонезийской, поэтому воск
вытекает с гораздо большей скоростью, чем в традиционном чантинге или
леечке. А это, особенно учитывая и все вышеперечисленное, влияет на
аккуратность в работе. Поэтому требуется больше времени, чтобы
приспособиться к работе таким чантингом. У самого большого
чантинга этой модели довольно широкое отверстие носика, что позволяет
горячему воску течь очень быстро и быстро работать при выполнении
абстрактных рисунков, где не требуется тонкая четкая линия.Его можно
использовать для техники «Поливка горячим воском». Тот же Китай для фирмы Jacard выпускает латунные чантинги. По качеству они несколько лучше предыдущих.
Индонезийские чантинги.
Очень
легкие. Изготовлены из тонкой латуни, имеют очень тонкие носики. Очень
удобны в работе. Но приходится все время беречь носик от случайных
повреждений.
Чантинги производства Великобритании
Тоже, как и индонезийские очень удобны, но изготовлены уже из меди. Имеют тонкие носики и удобные ручки.
Для работы лучше иметь несколько чантингов – большой, средний и малый
(в зависимости от диаметра отверстия носика чантинга). И всех их лучше
иметь по две-три штуки, так как когда, вы работаете одним, второй
разогревается в кружке с горячим воском.
Как уже было сказано, чантинг используется для проведения тонких ровных
линий. Но сделать это совсем не просто и чтобы восковые контуры
получались ровными необходимо потратить много времени и сил. Я вам
«обещаю», что вы испортите не одну работу, прежде чем добьетесь
желаемого результата. Более точные и аккуратные линии
получатся, если работать батик-штифтом. Но иногда для создания более
импульсивных и живых линий требуется как раз чантинг (или леечка, работа
с которой практически аналогична работе с чантингом). Тонкие
«ажурные» работы при помощи чантинга лучше делать, прикрепляя ткань на
совсем небольшие рамы. Если рисунок у вас большой, то прикрепляйте ее
фрагментами, и после наведения чантингом восковых линий на одном
фрагменте, снимите ткань с рамы и прикрепите к раме следующий участок,
на который будете наносить рисунок воском. К сожалению, при выполнении
большого рисунка, мы не можем воспользоваться пяльцами, так как
наведенные восковые линии при запяливании обязательно разрушатся между
кольцами пялец, а вот маленькие небольшие работы можно с успехом делать
на ткани, запяленной в пяльцы.
Устроиться работать лучше сидя за столом, держа пяльцы или раму, либо
горизонтально либо чуть наклонно, как можно ближе к себе, почти точно
также как при вышивке. Работая стоя над рамой, положенной на стол, как
обычно работают над большими полотнами, сделать тонкий аккуратный
рисунок чантингом практически невозможно. Если работа большая, то лучше
надеть марлевую медицинскую «маску», чтобы не надышаться парами
парафина. Даже если вам нравится запах плавящегося воска, пары эти очень
вредны. Ну что ж, начнем. Нам потребуется паровая баня,
плавильня или кружка для подогревания воска. Для работы чантингом или
леечкой лучше пользоваться достаточно плоской посудой, чтобы было удобно
зачерпывать горячий воск, и лишь в крайнем случае брать «кружку» или
банку для разогревания воска. Они все-таки больше подходят для работы
кистями. Кроме этого потребуются белые хозяйственные свечи или парафин с
воском (взятые в равных пропорциях), и сами чантинги. И – обязательно!-
приготовьте стопку бумажных салфеток. Несколько слов о
резерве для работы чантингом. Многие чантинги имеют очень тоненькие
носики, которые могут легко засорится, но прочистить такой носик сложно.
Поэтому обращайте особое внимание на то, чтобы в расплавленном горячем
воске не плавали остатки фитиля, кусочки обломанных щетинок от кисточек и
т.п. Всем этим мусором носик чантинга может безнадежно засориться.
Кроме этого обратите внимание на следующий момент. Чантинги делаются из
разных материалов - чашечки хороших чантингов делаются из латуни или
меди, то есть из металлов, которые долго сохраняют тепло, более низкие
по качеству – из нержавеющей стали. В процессе работы нужно определить с
воском какой температуры лучше работать именно вашим чантингом (это
будет зависеть от того, из какого металла он сделан). Нужно научиться
«чувствовать» температуру воска, так как для работы чантингом он должен
быть более текучим, чем при работе другими инструментами, чтобы
равномерно проходить через узкий носик чантинга и давать четкую ровную
линию. Для начала не будем делать эскиз, а поработаем
«хаотично». Это позволит почувствовать инструмент, и можно будет
переходить к работе по эскизу. Перед началом работы несколько чантингов
опускаются в разогретый резервирующий состав и разогреваются вместе с
воском, но обычно дольше, чем кисти, так как металл нагревается дольше
чем щетина, правда и остывает он тоже гораздо медленней, что позволяет
при одном заходе, то есть, один раз зачерпнув чантингом горячий воск,
работать достаточно долго.
Итак,
восковая смесь разогрелась в восковой плавильне или на водяной бане
(воск не должен кипеть!). Вместе с воском разогрелись и наши чантинги. Непосредственно
перед работой возьмите в левую руку мягкую салфетку, правой рукой
инструмент выньте из банки или специальной «кружки» с резервом,
зачерпнув чашечкой чантинга горячий состав.
Зачерпывая
воск из миски, постарайтесь не задевать, а тем более не проводить по
дну миски носиком чантинга. Он может обломиться. Наполняйте воском примерно половину чашечки чантинга, подержите его немного над миской с воском, дайте «протечь» излишкам воска
Поначалу воск течет очень быстро под собственным напором и если не дать
ему пролиться в миску с воском, то все это быстро прольется на ткань.
Стряхните аккуратно с чантинга лишние капли, а сам чантинг оботрите
мягкой тканью, чтобы избежать ненужных капель.
Перед началом работы чантинг лучше «расписать» на бумаге или ткани так,
как «расписывают» новую шариковую ручку. Нижнее отверстие инструмента
должно хорошо выпускать воск. Даже если чантинг старый и давно
проверенный в работе, никогда не начинайте работу (особенно ту, которая
требует аккуратных четких контуров), не опробовав чантинг на кусочке той
же ткани, что и ваш рисунок (изделие). Сделайте несколько
штрихов и линий, точек и плавных «загогулин» на пробном куске ткани, и
если все в порядке и качество линий вас устраивает, то приступайте к
работе над изделием. Держать чантинг следует так же, как вы держите карандаш или ручку. Вот так.
Иногда при наведении некоторых линий его удобнее держать вот так.
Поддерживайте
чантинг снизу салфеткой до переноса его на ткань, так чтобы носик
чантинга упирался в салфетку, заодно промокая нижнюю часть чантинга от
ненужного воска, так как в дальнейшем, когда вы начнете наводить
рисунок, он может размазаться по ткани.
При первом соприкосновении чантинга с тканью обычно образуется капля
Если
не подкладывать салфетку, то получается несколько утолщённое начало
линии. Это можно использовать в качестве декоративного приема, но если
такое начало линии не соответствует идее вашего рисунка тогда надо
подкладывать к нужному месту рисунка небольшую бумажку или кусочек
клеенки и начинать линию на ней. Вот такое получается начало линии, если рисовать сразу на ткани.
А вот что получается, если начинать и заканчивать рисунок, подкладывая салфетку под носик чантинга.
|