Работа красителями при изготовлении панно
При
росписи платков, шарфов или палантинов обычно требуется большое
количество краски и разводится она для работы в самых разнообразных
баночках, чашках и плошках, в зависимости от того кому с чем проще
работать. Но когда вы работаете над панно (особенно если оно небольшого
размера), то удобнее пользоваться палитрой с глубокими ячейками, я
предпочитаю керамическую палитру. Если оттенков красителей потребуется
много, то я беру большую прямоугольную палитру, если нет – то небольшую
круглую. Кроме этого нам понадобятся колонковые кисточки,
как минимум две. Одна побольше (отечественный № 8, т.е. диаметр обоймы 8
мм), а другая поменьше № 4-5. При работе с парозакрепляемыми
красителями старайтесь не пользоваться синтетическими кистями, в
крайнем случае, пусть это будет хорошая дорогая кисть со смешанными
волокнами (синтетика плюс колонок и белка), такие кисти тоже очень
хороши. Для работы красителями нам также необходимы две
банки с чистой водой, одна для промывания кисточек, другая для
разбавления красителей для получения светлых оттенков. Готовим
красители. Сначала с помощью пипетки перенесите из баночек с
красителями основные (и некоторые дополнительные) цвета, которые вам
понадобятся.
Несколько советов по использованию красителей
• Для подобных многоцветных работ выбирайте только парозакрепляемые
красители, так как даже после высыхания они в последующем легко
разводятся водой не оставляя ореолов и затеков. Все термозакрепляемые
красители при высыхании дальнейшему «размытию» не поддаются. Поэтому,
даже если мы делаем панно на хлопке, и запаривать его мы не будем
(хлопок не запаривают), тем не менее, все равно берем для работы только
парозакрепляемые красители. Для некоторого закрепления красок и
предохранения панно от влаги в завершении работы мы полностью покроем
панно воском, который не будем вытапливать до конца. •
Поскольку мы не будем закреплять работу, то в общем-то нет необходимости
готовить красители по всем правилам, то есть добавлять к ним соду,
уксус и т.д. Вполне достаточно разбавить их чистой мягкой (лучше
остывшей кипяченой) водой. • Выбранные баночки с нужными
оттенками цветов, не убирайте далеко, возможно, и даже, скорее всего,
придется добавлять краситель на палитру. Остальные красители сразу же
уберите. • Располагайте красители на палитре по принципу
цветового круга, оставляя между ячейками с краской по нескольку пустых
ячеек для смешивания различных оттенков. Например, между желтым и
пшеничным оставьте 2-3 пустые ячейки, чтобы при смешивании этих двух
можно было бы получить оттенки темно-желтого цвета, кроме этого
разведите в отдельных ячейках желтый и пшеничный пополам с водой, чтобы
получить более светлые оттенки. Так же поступите с остальными
красителями. Если ваша палитра имеет также большие ячейки, то разводите в
них красители, которые вам могут понадобиться в больших количествах.
При желании можете разместить красители на палитре так, как вам будет
удобнее.
•
По возможности не пользуйтесь готовыми (из баночек) оттенками.
Например, если вам требуется оранжевый - не берите готовый оранжевый
краситель, попробуйте получить его сами. Смешав желтый с красным или с
алым в разных пропорциях, вы можете получить при этом массу оттенков
оранжевого цвета. А готовый оранжевый краситель «усложните», добавив
капельку коричневого или пшеничного, он получится темнее или светлее и
будет уже другого оттенка, гораздо интереснее.
• Если ваша работа построена на контрастных сочетаниях, например
желтого и сиреневого (эта пара цветов относится к самым контрастным),
то необходимо по возможности немного приглушать эти цвета, чтобы
полученная работа «не резала глаз». Для этого добавьте например в желтый
цвет каплю (совсем чуть-чуть!) именно контрастного противоположного
цвета - сиреневого или фиолетового, можно добавить коричневых или
зеленых оттенков. Точно так же поступаем при росписи листьев, где
также старайтесь не использовать ярких зеленых оттенков. Лучше
составлять на палитре и использовать самые разнообразные
зелено-желто-коричневые оттенки. Попробуйте получить хотя бы 4-5
оттенков зеленого цвета от салатного до почти болотного. Можете
смешивать цвета не на палитре, а на ткани. • Если в дальнейшем
предполагается полное покрытие, выполненной на хлопке или шелке
работы, воском, то запоминайте цвета на ткани в еще влажном состоянии.
После вытапливания воска цвет будет именно таким. Конечно в процессе
росписи, краситель высыхает и светлеет, иногда значительно, но частично
оставшийся на панно после вытапливания воск, сделает его (краситель)
темнее, то есть цвет красителя в готовой, немного провощенной, работе
будет практически таким же, как и его цвет на ткани во влажном
состоянии.
Наши приготовления закончились, и можно
приступать непосредственно к росписи. Если опыт выполнения вами
многоэтапных работ невелик, и вам сложно ещё пока представить, что и за
чем вы будете делать, то возьмите листок бумаги и ручку и распишите на
бумаге все этапы вашей работы. Можно даже сопровождать такие записи
лёгкими набросками - какие элементы вы будете обрабатывать красителем и
воском в первую очередь, а какие – в последующем. Конечно же, случайно
упавшие капли краски или воска могут в последующем изменить ваш рисунок,
но иногда, такой, изменившийся вследствие неаккуратных движений
рисунок, гораздо интересней первоначального эскиза. Только нужно это
уловить и немного переработать ваш замысел и композицию. Очень часто
растекающаяся под кисточкой краска сама подскажет и сама создаст вам
новые контуры рисунка – цветка, лепестка, облака, поэтому не бойтесь
нарушить эскиз, иногда просто «идите за краской».
|