Набрызг горячим воском
Звёздная пыль, брызги волн, падающий снег, кисти сирени, разноцветные султаны салюта в тёмном небе…Всё это и ещё многое можно изобразить в горячем батике с помощью одного лишь приёма – набрызга горячим воском.
Набрызг расплавленным воском - очень интересный дополнительный эффект (приём), который очень любят и очень часто используют художники по батику. Часто этот приём используют в сочетании с другими, но очень часто используют и отдельно, особенно при оформлении тканей - звёздообразный рисунок упавших капель воска уже сделает ткань интересной. Даже в том случае если основной цвет ткани будет чёрным или коричневым, а цвет капель-брызг белым. В результате использования этого приёма на ткани получаются произвольные брызги разных форм (горошины, звёздочки, снежинки, мелкий крап), и создается фактура, которая очень обогащает работу, делая даже самую ск
РАБОТА И ДЕКОРИРОВАНИЕ ФЛЕЙЦАМИ
Как уже говорилось, для покрытия воском больших поверхностей, например, когда покрывается воском в конце вся работа, чтобы не было «сухих» незарезервированных участков, когда выполняется прием «кракле», используют флейцы. Кроме этого флейцы очень часто используются для декорирования различных изделий – шарфов, платков, занавесок и т.п.
Кисти- флейцы выполняют из разного волоса – щетины, белки, пони, а так же из синтетики. Но кистями-флейцами из синтетики можно работать только с термозакрепляемыми красителями или отбеливателем. При работе в технике «горячий батик» такие кисти использовать нельзя, так как синтетический волос при погружении его в горячий воск расплавляется. Кисти – флейцы из мягкого натурального волоса – коза, белка или пони - для работы горячим воском лучше использовать старые. И нагревать их нужно очень осторожно, постоянно вращая в кружке с горячим воском, чтобы не перегорели волоски.
Лучше иметь несколько флейцев разной ширины от 2 см до 10 см, из разного волоса, и флейцы из пони или белки использовать для работы парозакрепляемыми красителями, а с горячим воском лучше и привычнее всего работать флейцами из щетины.
Одни из лучших для покрытия ткани воском, но не для декорирования, восточные кисти-флейцы. Существует огромное их количество. Вот лишь некоторые:
Такие кисти сделаны из очень мягкого волоса козы, который вбирает в себя много воска, но именно поэтому такие кисти сложно использовать при декорировании - ими сложно провести ровную линию и сложно работать в технике «сухая кисть».
Перед началом работы кисти разогреваются вместе с воском в банке для разогревания воска или на паровой бане на электроплитке. Для разогревания флейцев лучше использовать высокую посуду, а не низкую, как при разогревании чантингов, так как лучше и удобнее, если кисть при разогревании будет стоять в банке.
Разогревать лучше две-три кисти одновременно – когда на одной кисти закончится воск и она чуть остынет, ее возвращают нагреваться в банку с воском, а для продолжения работы берут другую хорошо прогревшуюся кисть.
После того как кисть разогрелась, достаньте ее из банки с воском, осторожно обтерев излишки воска о край банки
Попробуйте поработать кистями с разным ворсом. Щетинная кисть жестче и вбирает в себя не так много воска, как восточная кисть из волоса козы. Работая этими кистями, старайтесь вообще набирать (как бы « загребая» кистью из банки с горячим воском) на кисть не слишком много воска, так как если воска на кисти много, то при первом прикосновении кисти к ткани горячий воск просто проступит каплями с изнаночной стороны (особенно на тонких и редких тканях).
Кроме этого, воск все равно не будет долго горячим, и вместо того, чтобы пропитать горячим воском до прозрачности ткань, вы просто будете с усилием размазывать по ткани излишки остывающего воска. Он ляжет неравномерной мутно-молочной корочкой.
Конечно же, это скажется тут же на качестве работы, кроме этого вы просто будете зря расходовать воск (а если вы работаете дорогим специальным воском для батика, то это очень накладно), ну и наконец, весь этот воск потом нужно будет очистить и вытопить утюгом. Последнее что еще можно добавить - если требуются четкие полосы, а набрызга в качестве декоративного эффекта изделие не предполагает, то вы рискуете закапать излишками воска свое изделие в самых неподходящих местах. Поэтому в этом случае особенно тщательно отожмите часть воска о краешек банки. Если работа или декорирование флейцами предполагается в центре изделия, то, для того чтобы не было случайных капель и брызг, при переносе кисти с воском держите под ней либо ладонь, либо салфетку. Либо прикройте бумагой те участки, куда воск не должен попасть. учную композицию интересней.
|