ПРОЦАРАПЫВАНИЕ ВОСКОВОГО ПОКРЫТИЯ (техника «графитто»)
Процарапывание воскового покрытия каким-нибудь острым предметом применяется для получения тонких линий рисунка, каких-то уточняющих деталей.
В принципе путем процарапывания воска можно выполнить почти всю работу (например, букет сухих трав в вазе, где только ваза делается при помощи кистей, а сам букет, все «султаны» сухой травы, все былинки и травинки, стебли и колоски, все процарапывается острым инструментом).
Но как самостоятельный элемент в работах этот прием используют довольно редко. Гораздо чаще процарапыванием воска пользуются как дополнительным приемом, нанося «последние штрихи» в конце работы.
С его помощью можно аккуратно изобразить силуэты ветвей, прожилки листьев, травинки и стебельки, тычинки цветов и т.п. Можно прорисовать оконные переплеты, мелкие детали домов, архитектуры, пейзажа.
Для этого приема обычно больше подходит резервирующий состав с небольшим количеством парафина, лучше всего обычные хозяйственные свечи пополам с пчелиным воском, так как полученное восковое покрытие должно быть эластичным и не крошиться при проведении линий и штрихов. Если в восковом составе много парафина, то процарапанная линия получится неровной, «рваной» и вдоль нее появятся трещины в воске. Конечно, если вами задуманы какие-то другие эффекты и для них восковое покрытие должно быть более ломким, тогда добавьте в резервирующий состав больше парафина. Покрывать ткань воском для техники процарапывания лучше тогда, когда она натянута на раму, так как тогда ткань не «приклеивается» вместе с воском к поверхности.
После нанесения воскового покрытия ткань с рамы снимают и раскладывают на поверхности. Можно наносить воск и на ткань, которая не натянута на раму, а разложена на горизонтальной поверхности. Если вы работаете без рамы, то разложите хорошо отглаженную ткань на ровной гладкой поверхности, например куске пластика. В этом случае необходимо покрывать ткань воском чуть приподнимая ее от поверхности стола. Если ткань вместе с воском все-таки прилипла к поверхности, тогда очень аккуратно, стараясь не повредить восковое покрытие, отделите («отлепите») ее от поверхности.
Для процарапывания воска можно применять многие подручные инструменты: иглы для вышивки и гобелена (они имеют тупой конец), неострый нож, проволоку и т.п. Мне больше всего нравиться работать деревянными шпажками или шампурами, либо специальным художественным гусиным пером. Имея острый кончик, эти инструменты не царапают ткань.
Процарапывая намеченный рисунок, работайте с осторожностью, чтобы, снимая шпажкой или иглой тонкий слой воска не прорвать ткань. В тоже время нужно работать все-таки с нажимом, чтобы снять воск до самой ткани, иначе краситель «не дойдет» до ткани. Делать это удобнее, положив под ткань твердую основу. Кроме этого, можно перевернуть ткань и нанести рисунок шпажкой и на изнаночной стороне, особенно если ткань сильно пропитана воском и с лица и с изнанки.
При необходимости пройдитесь по полученным канавкам дважды, хорошо вычищая из них крошки воска. Иногда можно использовать для этого более острый инструмент.
Крошки воска смахните с изделия широкой кистью, особенно тщательно удалите крошки воска из процарапанных канавок. Если этого не сделать, то краситель войдет в нанесенный вами рисунок неравномерно. Кроме этого для получения четкого и яркого рисунка можно даже втирать немного краски при помощи шпажки в процарапываемые желобки, то есть вы одновременно и процарапываете воск и наносите краситель.
Для этого, после того как вы процарапали рисунок чистой шпажкой, окуните кончик шпажки в краситель и начните повторно процарапывать воск и одновременно втирать шпажкой краситель. Можно на процарапанную бороздку в нескольких местах капнуть капли краски и втирать их с помощью шпажки. Так как шпажка деревянная, она немного удерживает на себе краситель, с металлических инструментов (например, иглы) краситель просто скатывается. А можно, окуная в краску перо, им пройтись по бороздкам.
Но если вам не нужен четкий, почти графический, рисунок, а нужны лишь очертания и слабый намек на контуры предмета, то тогда проводите бороздки с разным нажимом и можете до конца не вычищать воск из них. Вы получите прерывистую, где-то даже расплывчатую линию рисунка.
После того как вы процарапали задуманный рисунок, с помощью щетинной кисти вотрите в канавки краситель, стараясь работать только по процарапанным линиям, и не наносить краситель на фон изделия. Лучше начать с неяркого красителя, чтобы не ошибиться, так как втертый в процарапанные бороздки краситель приглушить можно только используя разведенный отбеливатель.
Если все-таки нужен более четкий и яркий рисунок, то необходимо взять более концентрированный краситель.
Когда краситель войдет в канавки, излишки тут же удалите влажной тканью, затем протрите сухой тканью, дайте высохнуть красителю, втертому в канавки.
Удалите воск с ткани (вытопите через газеты утюгом). Рисунок проступит более четко.
Обратите внимание, там где мы «прорабатывали» рисунок гусиным пером, там рисунок получился более четкий и яркий, там где мы работали только деревянной шпажкой, линии рисунка получились несколько размытыми.
|