МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА
Любое
хобби требует вложения средств, иногда значительных, особенно на
первоначальном этапе, когда приобретаются основные инструменты и
оборудование. И горячий батик здесь отнюдь не исключение. Скорее можно
сказать, что это хобби – достаточно дорогое удовольствие. Поэтому, если
вы заинтересуетесь этой техникой будьте готовы к довольно большим
затратам даже для приобретения материалов класса «хобби», не говоря уже о
профессиональных инструментах и материалах. Какие-то материалы и
инструменты вы покупаете один раз и надолго, к примеру, рамы,
батик-штифт, плавильню для воска, а какие-то требуют постоянного
пополнения – краски, воск, эффектарные соли, кнопки и т.д.
В любом случае старайтесь приобретать только самые качественные
материалы и инструменты. От них во многом будет зависеть и ваша работа. В каждой следующей "главе" обо всех материалах и оборудовании рассказывается подробно, здесь же мы их просто перечислим.
Ткани – желательно только натуральные (исключение лишь вискоза)
хлопчатобумажные и шелковые, можно легкие тонкие льняные и шерстяные,
белые или светлые, для техники «вытравка» можно брать ткани темных
оттенков, главное, чтобы они поддавались выбеливанию, на многие ткани
импортного производства отбеливатель не действует.
Рамы – требуются для натяжения ткани, бывают самых разнообразных размеров и конструкций.
Кнопки, булавки, «когти» - различные приспособления для крепления шелка к раме
Для работы непосредственно с горячим воском вам потребуется:
• Оборудование для расплавления воска – специальная плавильня для
воска, кружка для растапливания воска, либо две кастрюльки для паровой
бани (одна поменьше, другая побольше) и электрическая плитка.
• Батик-штифт и батик- модуль – специальные приспособления с электрическим подогревом для рисования воском
• Чантинги, леечки, ковшички, воронки – приспособления для рисования расплавленным горячим воском
• Кисти для рисования воском – кисти с натуральным (в основном щетинным) ворсом
• Кисти - флейцы из щетины для покрытия горячим воском больших площадей
• Разнообразные штампы для печати горячим резервом
• Разнообразные трафареты для работы в технике «набрызг по трафарету или через трафарет»
• Воск (чаще всего обыкновенные хозяйственные белые парафиновые свечи)
Для работы с красителями потребуется:
• Кисти для работы красителями при росписи по ткани – самые
разнообразные по размеру и форме, с натуральным (колонок, белка, пони) и
синтетическим ворсом.
• Кисти-флейцы из натуральных (пони, белка, коза) и синтетических волокон для покрытия красителями больших площадей ткани
• Кисти-губки для покрытия красителями больших площадей ткани
• Поролоновые и ватные палочки для проработки мелких деталей и исправления ошибок при работе с красителями
• Палитра с глубокими ячейками и разнообразные баночки для красителей
• Плоские емкости для окрашивания батика полностью методом «погружения» в краситель (лучше всего большие фотокюветы)
• Красители для росписи по тканям, самые разнообразные – проционы (для
холодного крашения), парозакрепляемые красители (например активные
красители «Батик» фирмы «Гамма»), термозакрепляемые красители (например
красители фирм «Марабу», «Явана», и т.п.)
• Сода, уксус, мочевина и т.д. – необходимые реагенты для парозакрепляемых красителей (в зависимости от вида красителя)
• Две банки для чистой воды
Оборудование для вытапливания воска
• Старые газеты или чистая газетная бумага, либо любая другая хорошо впитывающая мягкая бумага.
• Утюг
Оборудование для запарки изделий
• Скороварка, пароварка, бак или ведро, специальный запарник
• Чистая газетная бумага или хлопчатобумажная ткань
• Синтетическая тесьма
• Фольга
Кроме этого могут потребоваться:
• Эффектарные соли (для солевой техники), могут быть с успехом заменены морской солью, поваренной солью.
• Мочевина (для создания эффектов на ткани)
• Уксус
• Спирт
• Отбеливатели (для техники «вытравка»)
• Воск, парафин и канифоль – для изготовления «сложного» воскового резерва.
• Деревянные или металлические шпажки для процарапывания воскового покрытия при работе в технике «Гравирование».
ТКАНИ ДЛЯ БАТИКА
Об особенностях ткацкого переплетения нитей
При росписи тканей важное значение имеет ткацкое переплетение
нитей ткани, ее толщина, пушистость и плотность. И хотя это
больше всего влияет на подбор резерва для холодного батика,
тем не менее, это важно и при работе в технике горячего
батика, т.к. то, как растекается краска на ткани и как
пропитывает горячий воск ткань, существенным образом зависят именно
от вида ткацкого переплетения, особенно заметно это на различных
видах шелка. Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком)
являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Полотняное
переплетение представляет собой, пожалуй, наиболее распространенное и
наипростейшее переплетение шелковой ткани. Он имеет очень маленький
раппорт. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую почти
блестящую поверхность и с обеих сторон выглядят практически одинаково.
(по мат-лам учебника "Материаловедение",1982г.изд)
При саржевом же переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается
через несколько нитей основы. В результате этого на поверхности шелка
более или менее отчетливо видны «канавки» и «рубчики». Особым
свойством атласного переплетения является то, что точки
перекрещивания основы с утком не соприкасаются друг с другом и
расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга.
Именно поэтому атласный шелк имеет всегда очень рыхлую и мягкую
структуру. Благодаря тому, что уточные нити, как правило, находятся
очень близко друг к другу, натуральный шелк приобретает теплый
переливающийся блеск, которого не дает ни одна другая ткань.
ХЛОПОК
Традиционная ткань для работы в технике горячего
батика. Хлопковая ткань бывает разной по толщине и качеству.
Основное требование – гладкая ровная поверхность, т.е. без
узелков, утолщений, катышей и с качественным плотным, а не
рыхлым, переплетением нитей.
Используется
при изготовлении панно, диванных подушек и т.п. Хлопок не
запаривают после росписи, поэтому если изделие предполагается
стирать, то необходимо использовать специальные красители для
хлопка, применяемые для техники горячего батика.
ЛЕН
Для росписи подходит лишь лен определенного качества. Он должен
быть тонкий и мягкий, хорошо впитывающий красители, с плотным, а
не разреженным переплетением нитей. Применение льняных тканей
в горячем батике в основном такое же, как и хлопковых тканей.
Но красители необходимо подбирать уже для льна. Некоторые
красители подходят и для хлопковых и для льняных тканей.
АТЛАС
Хорош
для росписи палантинов, шарфов, для платков несколько
тяжеловат, хотя существуют различные виды атласа, есть и
довольно мягкие и тонкие, которые подходят и для росписи
платков. Из него получится великолепный комплект постельного
белья. Также подходит для росписи абажуров и диванных подушек.
Поскольку атлас драпируется блестящими тяжелыми складками, можете
попробовать использовать его для росписи штор. Он того стоит.
Как уже говорилось атлас имеет характерный блеск. Именно он
ограничивает применение атласа для росписи панно, но это
поправимо. Для росписи панно очень хорошо подходит изнаночная
сторона плотного атласа. При работе с тяжелым атласом
обязательно проверяйте ткань (ее пропитывание горячим воском) с
изнаночной стороны работы.
КРЕПДЕШИН
Одна из лучших
тканей для изготовления платков, также очень хорош для шарфов,
парео и палантинов. Прекрасно подходит для росписи панно. Из
него также могут получиться, например, изумительные, легкие,
драпирующиеся красивыми складками, шторы и т.п. Имеет матовую
поверхность, непрозрачен, очень приятен на ощупь. С ним очень
легко работать в технике горячего батика. Плотные виды
крепдешина также хороши для росписи панно. ЭКСЕЛЬЦИОР
Легкий шелк. Тонкий и довольно прозрачный (но не так как
шифон), подходит для росписи платков и шарфов. Иногда с ним
тяжело работать (это зависит от его качества). Он может
расползаться при натягивании, давая дыры и затяжки. При снятии
в конце работы воскового покрытия методом отшелушивания нити
эксельциора разъезжаются и этот дефект уже невозможно
исправить. Стирать этот вид шелка нужно очень осторожно, его
скорее не стирают, а просто замачивают в мягком моющем
средстве, а затем прополаскивают. Отжимают, не выкручивая.
ШИФОН
Существует
несколько видов шифона. По моему мнению, все они предъявляют
большие требования к росписи. Проблемы начинаются уже с момента
натягивания ткани, когда даже при росписи на профессиональной
раме с тонкими крючками-гвоздиками все равно при малейшем
натяжении получаются дыры. Расписывать шифон тоже нужно крайне
аккуратно, чтобы не сдвинуть нити и не нарушить рисунок
переплетения нитей. Красители для росписи нужно подбирать с
учетом того, что ткань прозрачна, и все ее слои при наложении
друг на друга просвечивают. Удалять воск с расписанной ткани
можно только вытапливанием, ее ни в коем случае нельзя мять и
"тереть" ткань, чтобы воск осыпался. В этом случае сдвигов нити
не избежать, и готовое изделие может быть безнадежно испорчено.
Кроме росписи шарфов и палантинов обычные виды шифона и жатый
шифон можно использовать для техники "шибори", а газ-шифон также и
для работы в двухслойном батике при росписи панно.
ТАМПОНЫ
Если по какой-то причине вы не смогли найти подходящей кисти, или вам жалко использовать дорогие колонковые кисти для работы термозакрепляемыми красителями, не отчаивайтесь – вас выручат старые добрые тампоны (1952 г. "Техника росписи ткани"). Многие художники по росписи ткани работают только тампонами.
Тампоны используются для заливки поверхностей и для работы в акварельной технике. Могут применяться ватные и губчатые тампоны. В зависимости от характера рисунка и величины заливаемых площадей применяют тампоны разной величины и формы.
Их можно изготовить самому из ваты и поролона. Поэтому в запасе у вас должны быть гигроскопичная вата, пластмассовые или деревянные стержни с заостренными концами, резиновые и поролоновые губки.
Для приготовления круглого тампона берут вату плоским слоем и обертывают вращательным движением достаточно плотно вокруг деревянной или пластмассовой палочки длиной 15-20 см, начиная с ее конца, т.е. снизу вверх, причем конец ее (ваты) должен находиться в верхней части тампона и закрепляться ниткой. Для покрытия мелких частей орнамента используются маленькие тампоны на круглых палочках с острым концом. Для приготовления такого тампона на тонкую острозаточенную деревянную палочку навертывают тонким слоем вату таким образом, чтобы конец тампона был ровным и острым. Вследствие того, что тампон имеет небольшой размер, вата при работе должна часто меняться, поэтому закреплять вату на маленьких тампонах нет необходимости.
Для покрытия широких полос и больших плоскостей для изготовления тампонов используют палочки в виде лопаточки или просто прямоугольные, толщиной 3-5 мм (очень удобны деревянные палочки от мороженого или для более больших тампонов подойдет деревянная линейка). Конец намотанной ваты закрепляют ниткой.
При работе в технике горячего батика более удобно и быстро закреплять вату разогретым резервирующим составом, который, застывая, скрепляет ее. Необходимо следить за тем, чтобы конец тампона (его рабочая часть) был тщательно и ровно обернут ватой и имел закругленную форму. Тампон не должен быть слишком плотным, очень туго скатанным, иначе он будет плохо впитывать в себя краску. Не должен он быть и слишком рыхлым. Такой тампон быстро лохматься и остающиеся от него волокна ваты могут перенести краску на участки, неподлежащие закрашиванию. Чтобы тампон не терял форму и не лохматился, его можно обтянуть тонким шелковым или капроновым трикотажем.
А чтобы краска с тампона не капала, его предварительно отжимают (в зависимости от требуемой насыщенности цвета). Кроме того, посуду с краской обычно держат в левой руке, (но не над полотном!) чтобы было удобнее обмакивать тампон. Если посуда с краской находится далеко, то с насыщенного тампона можно капнуть краской на полотно.
Для каждого цвета краски должен быть свой тампон. А еще лучше по нескольку тампонов для работы каждым отдельным цветом. Не следует долго работать одним тампоном или пользоваться им после большого перерыва, т.к. это может привести к неровному покрытию ткани краской, на ткани остаются темные полосы и пятна.
Когда нужно получить штрихи и тонкие линии, то работают кончиком тампона, для нанесения краски на большие плоскости держат тампон плашмя. После того как тампон приходит в негодность, вату, для экономии краски отжимают о край посуды с краской и выбрасывают.
Кроме этого в качестве маленького тампона всегда можно использовать ватную палочку.
Губчатые тампоны применяют, как правило, для заливки больших плоскостей или каймы. Сейчас в продаже очень много различных губчатых тампонов. Но при желании можно сделать их и самим. Изготавливают такие тампоны из мелкоячеистой губки, из которой вырезают пласты примерно следующего размера – 8 х 5 х 2,5 см. Более длинный конец этого пласта прикрепляется к палочке. Такие тампоны не лохматятся и хорошо моются. Кроме этого можно работать и просто обыкновенной губкой, не прикрепляя ее к ручке, но тогда лучше работать в перчатках. Обычной губкой также удобно смачивать ткань чистой водой перед росписью и промывать неудавшиеся участки росписи. Для мелких деталей можно использовать поролоновые палочки.
Все губчатые тампоны промывайте сразу или просто опускайте их в процессе работы в банку с чистой водой. От термозакрепляемых красителей, не вымытых из «пор» тампона, тампоны быстро «дубеют», становясь жесткими и плохо впитывают влагу. Поскольку парозакрепляемые красители наоборот, даже после высыхания, растворяются в воде, а губчатые тампоны промышленного производства в большинстве случаев имеют черный цвет, вы можете забыть промыть такой тампон и начать работать затем непромытым тампоном, не заметив, что на нем остался краситель другого цвета. Поэтому нужно взять за правило губчатые тампоны, впрочем как и кисти, промывать сразу же.
|