ГОТОВИМ РЕЗЕРВ
При
росписи ткани в технике горячего батика контуры рисунка и его
отдельные участки покрываются горячим восковым резервом. Отсюда,
собственно, и название – горячий батик. Вообще, если обратиться к
западной литературе о творчестве и хобби, то там выделяют
собственно "Батик" (batik) - т.е., в нашем понимании горячий
батик, и "Роспись по шелку" (silk painting) - куда входят такие
наши виды росписи, как холодный батик и свободная роспись.
Наверное, правильнее, все-таки, различать собственно "батик" и
"роспись по шелку (ткани)", но для нас привычнее понятие "горячий
батик".
В горячем батике при росписи панно, в отличие от холодного батика,
резервирование ткани является временным, вспомогательным процессом
(если вы расписываете шарф или платок от резерва избавляются и
в холодном и в горячем батике), т.е. по окончании работы резерв с
ткани снимается. Но иногда можно и оставить часть воскового резерва на
панно, он придаст некоторую рельефность работе.
Оборудование для плавления воска и приготовления резерва
Естественно лучше всего для разогревания воска и поддержания его
постоянной температуры использовать специальную плавильню для воска (в
литературе по батику она может называться «горшочек для воска» (англ.
«melting pot»), «тигль для воска», «кастрюлька для воска» и т.д.). Эти
плавильни очень удобны, особенно при работе с чантингом или тонкой
кистью, когда требуется аккуратная кропотливая работа. Существует
множество моделей подобных плавилен. Самые популярные – плавильни
производства Германии. Они совсем невелики. Диаметр такой плавильни
всего 16 см. Их «чаша», довольно плоская и широкая, очень подходит для
разогревания чантингов, леечек и кистей. По окружности чаши расположено
несколько вырезов-выемок, что не дает перекатываться кистям и чантингам в
процессе нагревания. Плавильня снабжена терморегулятором, который
позволяет на протяжении всей работы поддерживать необходимую температуру
воска, в том числе и снижать ее до комнатной температуры (режим нагрева
– «0»).
Нагревается плавильня до 135 градусов. Имеет шесть режимов работы. При
начале работы, положите измельченные ингредиенты резерва в чашу
плавильни, опустите туда одновременно кисти или чантинги, чтобы они
разогревались вместе с резервом и поставьте нагрев на уровень «6» или
«7». После того как резерв расплавиться, убавьте нагрев до режима «3»
или «4». Если этого не сделать воск в плавильне на режиме «6» или «7»
начинает дымиться и закипать. Плавильня сильно нагревается во время
работы, поэтому непосредственно перед работой ее необходимо установить
на какую-нибудь подставку. Нагревается плавильня очень быстро, а вот
остывает довольно медленно. Такой, довольно мощный нагрев позволяет не
крошить мелко воск и другие составляющие резерва, а использовать
достаточно крупные куски. По окончании работы, пока плавильня еще
горячая, бумажной салфеткой снимите с ее внешних стенок все капли и
восковые «наплывы». Если в плавильне осталось много резервирующего
состава, оставьте его остывать в чаше.
При
последующем разогревании его не следует измельчать каким-либо образом
(например, пытаться разделить этот застывший «кусок» ножом на более
мелкие части). Так вы можете поцарапать чашу плавильни. Поставьте нагрев
на уровень «7» и воск быстро расплавиться.
У таких плавилен лишь один «недостаток» - обычно они очень дороги, их
не всегда можно позволить себе купить, особенно начинающему художнику.
И чаще всего резерв готовят на водяной бане на электрической плитке.
Работать удобнее на маленькой одноконфорочной электроплитке.
Электроплитка должна стоять на столе справа от рамы с тканью, которую мы
расписываем. Не обязательно покупать новую элекроплитку, вполне
подойдет и любая старая, но она должна хорошо и быстро менять режим
нагрева. Естественно, если вы готовите резервирующий состав на
водяной бане, то вам потребуется еще металлическая банка, которая
ставиться в миску или кастрюльку с водой. Обычно берут 800 г жестяную
банку из-под консервов. Любая посуда, используемая для приготовления
резерва не должна быть эмалированной и не должна быть подвержена
ржавчине. И все это сооружение, которое называется «водяной
баней» ставится на плитку (это делается из соображений безопасности,
т.к. мы имеем дело с расплавленным воском и непосредственно на плиту
банку с воском ставить, ни в коем случае, нельзя!). Но вместо плиты
и водяной бани можно использовать специальную «кружку» из толстой
жести, для подогрева воска. Она применяется для поддержания необходимой
температуры расплавленного воска в течение всего времени росписи.
Ее удобно использовать когда вы работаете широкими кистями с большим
количеством воска, например, когда делаете «набрызг» (см."Набрызг горячим воском") или декорирование флейцами (см. "Работа и декорирование флейцами"), или
покрываете воском полностью большое панно. Можно самим соорудить такую
металлическую «кружку» с двойным дном, используя старые жестяные банки
из-под консервов – одна 3 л, вторая 800 мл. Жестяная банка (800 мл) с
отогнутыми краями вставляется в другую, большую по размеру (объемом 3
л), высокую металлическую банку несколько большего диаметра. Диаметр
меньшей жестяной банки должен быть не менее 10 см, чтобы в ней
одновременно могли помещаться несколько рабочих инструментов – кистей,
чантингов или леечек. В нижнюю часть большой банки
врезается патрон для электрической лампочки на 60 Вт (можно 40 или 75
Вт). Обычно при комнатной температуре 18-20 градусов лампа мощностью в
75 Вт поддерживает необходимую температуру резервирующего состава. Если
кружка большая и объем разогреваемого воска достаточно велик, то можно
использовать и 100 Вт-ную лампочку. Шнур от патрона проводится через
цоколь наружу. Желательно сбоку припаять ручку с деревянным
«держателем», чтобы можно было при необходимости перенести кружку на
другое место. Она очень горячая!! Поэтому, чтобы не сжечь стол, ставьте
кружку на какую-нибудь подставку. В завершении, чтобы эта «кружка имела
более эстетический вид, покройте ее «серебрянкой» - краской, которая
выдерживает нагревание до 1000 градусов. Она продается в хозяйственном
магазине. Резервирующий состав, находящийся в верхней
банке, разогревается на лампе и расплавляется. Дно верхней банки должно
находиться на расстоянии 3 см от лампы. Время от времени лампу нужно
отключать, чтобы состав не перегревался. В качестве банки для
подогрева воска может служить аппарат для подогрева детского питания или
старая фритюрница, фондюшница небольшого размера.
Кроме
этого можно попробовать расплавлять воск в специальных косметических
плавильнях, которые используются для разогревания парафина в
косметических целях (маски, депиляция и т.д.). Некоторые из этих
аппаратов невелики и приспособлены под 800-гр емкости. В любом случае все перечисленные «агрегаты» должны отвечать следующим требованиям: • Обладать достаточной мощностью • Иметь хотя бы примитивный регулятор температуры •
Иметь металлический резервуар для подогрева жидкости (мы будем
закладывать в него воск). Во фритюрницах и фондюшницах он часто покрыт
тефлоновым слоем. Воск помещается в резервуар для подогрева
жидкости и расплавляется. Температура расплавленного воска регулируется с
помощью регулятора.
|