5.Пятна краски на восковом покрытии
Когда вы окрашиваете ткань после застывания воскового резерва, то очень часто на застывшем восковом покрытии остаются капли краски (воск не впитывает краску, а отталкивает ее), которые проступят на ткани после вытапливания воска, и получится так называемый «крап». Обычно, не давая краске высохнуть, ее тут же удаляют бумажной салфеткой или мягкой тканью. Если капли уже высохли и частично впитались в восковое покрытие и они вам не нужны как дополнительный эффект, то аккуратно снимите в этом месте тонкий слой воска при помощи тонкого лезвия ножа или бритвы.
Но можно этого и не делать, то есть не удалять капель краски. Дайте каплям высохнуть на восковом покрытии. Можно кое-где их нанести специально кончиком кисточки. Краску можно наносить не только каплями, но и пятнами, штрихами, точками различной формы. Конечно, для этого эффекта наносимая пятнами краска должна быть темнее фона, а оба цвета (фона и капель наносимой краски) при смешивании не должны давать глухого грязного тона.
Внимание: эффект может не получится если работать очень концентрированными красителями – капли концентрированной краски просто превращаются в пленку на восковом покрытии и при последующем вытапливании воска не впитываются вместе с воском в ткань, а прилипают к бумаге, через которую вытапливается воск.
Можно попробовать тот же эффект, что и в акварели, когда на бумагу (в данном случае на очищенную от воскового покрытия ткань) наносят каплю краски и потом раздувают ее в определенных направлениях. Этот же приём применяют и при росписи по шелку, но перед нанесением краски грунтуют шелк либо при помощи желатина, либо при помощи разведенного резервирующего состава. Для использования этой техники в горячем батике восковое покрытие перед нанесением краски нужно почти стереть (отшелушить, или практически вытопить с ткани). По сути, у вас должна остаться только ткань, пропитанная воском, по своим свойствам она близка к ткани пропитанной резервирующим составом. На гладком покрытии краска просто скатывается в капли, и одна большая капля под струей воздуха преврашается в несколько маленьких, которые «разбегаются» по восковому покрытию.
Для создания деревьев или ветвей вам понадобится темная краска и соломинка для коктейля. Предположительно в том месте, где у вас будут располагаться деревья, осторожно кончиком кисти наносят каплю красителя у основания будущего ствола и достаточно сильно дуют на нее через трубочку для коктейля, направляя струёй воздуха капельку вверх или в стороны.
Капля, подталкиваемая струей воздуха, движется по поверхности застывшего воска тонкой струйкой с многочисленными ответвлениями, оставляя причудливый извилистый след, напоминающий разветвленные сучья и ветви деревьев. Краситель не впитывается в ткань пропитанную воском, он послушно повинуется направлению струи воздуха. Нанесите следующую каплю в месте ответвления толстой ветки и повторяйте процесс до тех пор, пока не сформируете крону дерева или куста. Меняя объем капельки, вы получаете то ствол дерева, то ветви. С помощью наклона трубочки капле придают нужное направление.
Если вы не уверены в своих силах, то поначалу не пользуйтесь красителями, в которые добавлены уксус, спирт и другие химические вещества, способные частично разрушать восковое покрытие, так как если вам придется удалять не получившийся рисунок, то вы не сможете этого сделать полностью. Часть красителя, разведенного уксусом или спиртом, впитается в пропитанную воском ткань (этот приём - использование красителей, разведённых спиртом или уксусом - используют при создании трещин-кракеллюров, чтобы красители лучше проникали в трещины воскового покрытия). Перед использованием этого приёма в изделии, лучше потренироваться на отдельном куске провощенной ткани.
|