Дефекты в эффекты
Горячий батик наверно самая удивительная техника еще и потому, что с одной стороны исправить что-то в готовой работе практически невозможно, а с другой - любой из получившихся дефектов можно в следующий раз использовать как специальный прием или эффект. Поэтому, если у вас вдруг случилась какая-то ошибка – вы пролили воск на ткань, подтопили случайно восковой рисунок феном, когда просушивали ткань с нанесенным на нее красителем, плохо «закрыли» фрагмент рисунка горячим воском и т.п., запоминайте получившийся результат! Да-да, запомните то, что получилось в результате ошибки – как лег воск, насколько он растекся, какие получились контуры воскового рисунка и т.п. и как все это выглядело в готовой работе. В следующей своей работе вы все это можете использовать именно как специальные приемы для получения более живописной работы.
Классическая техника горячего батика очень лаконична, это зачастую очень простые формы и плоскости. Но с развитием техники горячего батика, он всё больше и больше приближается к живописи, нарушая иногда все правила композиции в декоративно-прикладном искусстве, в работах всё меньше остаётся чётких линий и форм, всё больше художники по батику используют именно живописные приёмы – несколько планов, светотени, размытость очертаний и т.д.
1. Рисуем горячим воском по влажной ткани
Одно из главных правил работы в горячем батике – наносить горячий воск на абсолютно сухую ткань. Если этого не делать, то края восковых фигур и пятен приобретают «лохматый» вид. Например вот так:
При изображении орнаментов и четких фигур подобные огрехи, конечно же, будут браком. Но очень часто нанесение горячего воска на влажную ткань можно использовать как особый прием, позволяющий получить края и очертания не такими резкими, более мягкими. Особенно часто этот прием можно специально использовать в пейзаже. В природе редко встретишь четкие линии, чаще присутствует некоторая размытость, недосказанность. Вот здесь то и пригодится нанесение горячего воска на слегка (!!) влажную ткань. Ткань должна быть именно чуть влажной, почти сухой, а не мокрой. Проведите по ткани тыльной стороной ладони. Вы лишь слегка должны чувствовать влагу и небольшой холодок. По такой ткани уже можно рисовать горячим воском. Так как ткань влажная, воск будет впитываться неравномерно, где-то полностью пропитывая ткань, а где-то будет частично от нее отставать. Этот эффект особенно будет заметен с изнанки.
Обычно, чтобы устранить «проплешины» с изнанки ткань покрывают повторно слоем горячего воска. Но нам этого не нужно. В данном случае нам как раз и нужны такие «проплешины» и «рваные» края. Если требуется, чтобы этот эффект был выражен достаточно сильно, то не усердствуйте с воском, не нажимайте сильно на кисть или батик-штифт, не втирайте воск с усилием в ткань. Нам требуется именно неравномерное покрытие воском.
Тот же прием – то есть нанесение воска на влажную ткань можно использовать и при выполнении фактурных трещин. Когда мы выполняем трещины-кракелюры, то воск всегда наносится на хорошо просушенную ткань, если этого не делать, то втертая в трещины краска растекается под воском, и получаются не четкие ясные трещины, а чуть расплывчатые, как бы «смазанные». Это при желании можно также использовать как специальный живописный прием.
|