Среда
11.12.2024
17:41
Форма входа
Категории раздела
Искусство батика [26]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Искусство-свет

    Искусство-свет

    Главная » Файлы » Батик » Искусство батика

    Батик
    [ Скачать с сервера (46.2 Kb) ] 14.12.2011, 20:34

    Искусство батика

          Батик – искусство ручной росписи шелковых тканейБатик многообразен - его можно повесить на стену, как панно или картину, можно носить на плечах, как шарф, палантин или платок и ощущать то тепло и нежность, которую заложил автор в свое произведение. А еще батик дает уникальную возможность созерцать и повышать настроение.В батике техника росписи интересна тем, что результат, зачастую, абсолютно непредсказуем. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо.С развитием текстильной промышленности не исчезла потребность нарядиться в платье с узором по собственному вкусу или создать для себя и своих друзей уникальные расписные изделия - своеобразие таких вещей ценится в любые времена. И тогда выручит техника батика. Сюжеты для росписи могут быть самые разные: абстрактные декоративные композиции, пейзажи, натюрморты и даже портреты ваших друзей. Современный батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража,мозаики. Авторский батик, в отличии от набивной ткани, всегда неповторим. Батик открывает безграничные возможности для экспериментов и поисков. В последние десятилетия художники разных стран обратили особое внимание на традиционные способы крашения тканей. Они развили древние приемы, и текстильное ремесло вышло на новый виток своей истории, увлекая все

    большее число художников - и профессионалов, и любителей, и даже тех, кто до сих пор не подозревал в себе художественных способностей.Все очень просто: чтобы расписывать шелк, не обязательно уметь рисовать. Шелк и краска сделают свое дело сами по себе. То есть игра шелка, воды и красок всегда рождает поразительные композиции.


       

    ТЕХНИКИ БАТИКА
       Горячий батик - традиционная техника
    В основе техники горячего батика лежит принцип резервирования ткани веществом, не пропускающим краску: это воск и его смеси.Техника горячего батика - древнейший способ украшения тканей с
    помощью разогретого воска, парафина, смолы или других подобных веществ.
    Техника резервирования была известна во многих странах, начиная еще с Шумера. Сохранились египетские коптские ткани III-VIII веков.
    Первое место в искусстве горячего батика принадлежит Индонезии. Батик производят главным образом на острове Ява. Это традиционные ткани, которые используются как повседневная и праздничная одежда большинством населения Индонезии -  причем и     мужчинами и женщинами.Ткань, которая драпируется на теле, называется каин-батик; полотно, сшитое с одного бока так, что получается прямая юбка, - это саронг.Процесс рисования с помощью воска также называют батиком.


            Согласитесь, 
    в  горящей  оплывающей  свече  и   в  тающем   и   капающем  воске 
    есть  что-то  завораживающее. Также  завораживает  и  горячий  батик. 

           
    Роспись  по  шелку  изящна  и  немного  легкомысленна,  горячий  же 
    батик,  имеющий  многовековую  историю,  обычно  сдержан  и  лаконичен.

            Но  он  неповторим  и  уникален.  Горячий
    батик  уникален  тем,  что  не  потеряв  своих  древних  корней, 
    сегодня  он  стал  другим,  вобрав  в  себя  множество  техник, 
    позаимоствовав  у  них  их  художественные  приемы,  смешав  в  себе 
    прозрачность  и  воздушность  акварели  и  глубину  и  основательность 
    живописи.
           
    Горячий  воск – волшебный  материал.  Его  умение  причудливо 
    разливаться  по  любой  поверхности   будоражит  воображение,   и   
    возникают  все  новые  образы  и  замыслы  новых  работ.

         
      Добавьте  к  воску  еще  и  краску,  которая   тоже  своевольно  
    растекается,  как  только   кончик  кисточки  касается  ткани,  а 
    цвета  смешиваются,  перетекая  друг  в  друга.  По  сути,  и  краска 
    и  воск  живут  на  ткани  по  своим  законам,  а  мы  лишь  следуем 
    этим  законам,  чтобы  хоть  как-то  подчинить  и  воск,  и  краску,
    объединив  их  при  этом,  своим  желаниям  и  замысла
     МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ГОРЯЧЕГО БАТИКА

     

           Любое
    хобби требует вложения средств, иногда значительных, особенно на
    первоначальном этапе, когда приобретаются основные инструменты и
    оборудование. И горячий батик здесь отнюдь не исключение. Скорее можно
    сказать, что это хобби – достаточно дорогое удовольствие. Поэтому, если
    вы заинтересуетесь этой техникой будьте готовы к довольно большим
    затратам даже для приобретения материалов класса «хобби», не говоря уже о
    профессиональных инструментах и материалах. Какие-то материалы и
    инструменты вы покупаете один раз и надолго, к примеру, рамы,
    батик-штифт, плавильню для воска, а какие-то требуют постоянного
    пополнения – краски, воск, эффектарные соли, кнопки и т.д.

             
    В любом случае старайтесь приобретать только самые качественные
    материалы и инструменты. От них во многом будет зависеть и ваша работа.
             В каждой следующей "главе" обо всех
    материалах и оборудовании рассказывается подробно, здесь же мы их просто перечислим.
     

           
    Ткани – желательно только натуральные (исключение лишь вискоза)
    хлопчатобумажные и шелковые, можно легкие тонкие льняные и шерстяные,
    белые или светлые, для техники «вытравка» можно брать ткани темных
    оттенков, главное, чтобы они поддавались выбеливанию, на многие ткани
    импортного производства отбеливатель не действует.

             Рамы – требуются для натяжения ткани, бывают самых разнообразных размеров и конструкций.

             Кнопки, булавки, «когти» - различные приспособления для крепления шелка к раме

             Для работы непосредственно с горячим воском вам потребуется:

         
    • Оборудование для расплавления воска – специальная плавильня для
    воска, кружка для растапливания воска, либо две кастрюльки для паровой
    бани (одна поменьше, другая побольше) и электрическая плитка.

           • Батик-штифт и батик- модуль – специальные приспособления с электрическим подогревом для рисования воском

           • Чантинги, леечки, ковшички, воронки – приспособления для рисования расплавленным горячим воском

          • Кисти для рисования воском – кисти с натуральным (в основном щетинным) ворсом

          • Кисти - флейцы из щетины для покрытия горячим воском больших площадей

          • Разнообразные штампы для печати горячим резервом

          • Разнообразные трафареты для работы в технике «набрызг по трафарету или через трафарет»

          • Воск (чаще всего обыкновенные хозяйственные белые парафиновые свечи)

               Для работы с красителями потребуется:

       
      • Кисти для работы красителями при росписи по ткани – самые
    разнообразные по размеру и форме, с натуральным (колонок, белка, пони) и
    синтетическим ворсом.

          • Кисти-флейцы из натуральных (пони, белка, коза) и синтетических волокон для покрытия красителями больших площадей ткани

          • Кисти-губки для покрытия красителями больших площадей ткани

          • Поролоновые и ватные палочки для проработки мелких деталей и исправления ошибок при работе с красителями

          • Палитра с глубокими ячейками и разнообразные баночки для красителей

          • Плоские емкости для окрашивания батика полностью методом «погружения» в краситель (лучше всего большие фотокюветы)

         
    • Красители для росписи по тканям, самые разнообразные – проционы (для
    холодного крашения), парозакрепляемые красители (например активные
    красители «Батик» фирмы «Гамма»), термозакрепляемые красители (например
    красители фирм «Марабу», «Явана», и т.п.)

          • Сода, уксус, мочевина и т.д. – необходимые реагенты для парозакрепляемых красителей (в зависимости от вида красителя)

          • Две банки для чистой воды

              Оборудование для вытапливания воска

          • Старые газеты или чистая газетная бумага, либо любая другая хорошо впитывающая мягкая бумага.

          • Утюг

               Оборудование для запарки изделий

          • Скороварка, пароварка, бак или ведро, специальный запарник

          • Чистая газетная бумага или хлопчатобумажная ткань

          • Синтетическая тесьма

          • Фольга

             Кроме этого могут потребоваться:

          • Эффектарные соли (для солевой техники), могут быть с успехом заменены морской солью, поваренной солью.

          • Мочевина (для создания эффектов на ткани)

          • Уксус

          • Спирт

          • Отбеливатели (для техники «вытравка»)

          • Воск, парафин и канифоль – для изготовления «сложного» воскового резерва.

          • Деревянные или металлические шпажки для процарапывания воскового покрытия при работе в технике «Гравирование»
    .

    ТКАНИ  ДЛЯ  БАТИКА


     


               Об  особенностях  ткацкого  переплетения  нитей


     


              
    При росписи  тканей  важное  значение  имеет  ткацкое  переплетение 
    нитей  ткани, ее  толщина,  пушистость   и плотность.  И  хотя  это 
    больше   всего влияет  на  подбор  резерва  для  холодного  батика, 
    тем  не  менее,  это   важно  и  при  работе  в  технике  горячего 
    батика,  т.к. то, как  растекается  краска на  ткани  и  как 
    пропитывает  горячий  воск  ткань, существенным образом зависят именно
    от  вида  ткацкого  переплетения, особенно  заметно  это  на  различных 
    видах  шелка.  Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком)
    являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Полотняное
    переплетение представляет собой, пожалуй, наиболее распространенное и
    наипростейшее переплетение шелковой ткани.  Он  имеет  очень  маленький
    раппорт. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую почти 
    блестящую поверхность  и с обеих сторон выглядят практически  одинаково.
    (по мат-лам учебника "Материаловедение",1982г.изд)

               
    При саржевом же переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается
    через несколько нитей основы. В результате этого на поверхности шелка
    более или менее отчетливо видны «канавки» и «рубчики». Особым 
    свойством  атласного  переплетения  является  то,  что точки
    перекрещивания основы с утком не соприкасаются друг с другом и
    расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга.
    Именно поэтому атласный шелк  имеет  всегда очень рыхлую и мягкую 
    структуру. Благодаря тому, что уточные нити, как правило, находятся
    очень близко друг к другу, натуральный  шелк  приобретает  теплый
    переливающийся блеск,  которого  не  дает  ни  одна  другая  ткань.


                ХЛОПОК

     

              
    Традиционная  ткань  для  работы  в  технике  горячего 
    батика.  Хлопковая  ткань  бывает  разной  по  толщине  и  качеству.
    Основное  требование – гладкая  ровная  поверхность,  т.е.  без 
    узелков, утолщений, катышей  и  с  качественным   плотным,  а  не 
    рыхлым, переплетением  нитей. 


    Используется 
    при  изготовлении  панно, диванных  подушек  и  т.п.  Хлопок  не 
    запаривают  после  росписи,  поэтому  если  изделие  предполагается 
    стирать,  то  необходимо  использовать  специальные  красители  для 
    хлопка,  применяемые  для  техники  горячего  батика.

     

     

             ЛЕН

     

          
    Для  росписи  подходит  лишь  лен  определенного  качества. Он  должен 
    быть  тонкий и мягкий,  хорошо  впитывающий  красители, с  плотным,  а 
    не  разреженным    переплетением  нитей. Применение  льняных  тканей 
    в  горячем  батике  в  основном  такое  же,  как  и  хлопковых  тканей. 
    Но  красители  необходимо  подбирать  уже  для  льна.  Некоторые 
    красители  подходят  и  для  хлопковых  и  для  льняных  тканей.


      

            АТЛАС

     

           Хорош 
    для  росписи  палантинов,  шарфов,  для  платков  несколько 
    тяжеловат,  хотя  существуют  различные  виды  атласа,  есть  и 
    довольно  мягкие  и  тонкие,  которые  подходят  и  для  росписи 
    платков.  Из  него  получится  великолепный  комплект  постельного 
    белья. Также  подходит  для  росписи  абажуров  и  диванных  подушек.
    Поскольку атлас  драпируется  блестящими  тяжелыми  складками,  можете 
    попробовать  использовать  его  для  росписи штор. Он  того  стоит.

         
    Как  уже  говорилось  атлас  имеет  характерный  блеск. Именно  он
    ограничивает  применение  атласа  для  росписи панно,  но  это 
    поправимо. Для  росписи  панно  очень  хорошо  подходит  изнаночная 
    сторона  плотного  атласа.   При  работе  с  тяжелым  атласом 
    обязательно  проверяйте  ткань  (ее  пропитывание  горячим  воском)  с 
    изнаночной  стороны  работы.

        КРЕПДЕШИН

     

             Одна  из  лучших 
    тканей  для  изготовления  платков,  также  очень  хорош  для  шарфов, 
    парео   и  палантинов. Прекрасно  подходит  для  росписи  панно. Из 
    него  также могут  получиться,  например,  изумительные,  легкие, 
    драпирующиеся  красивыми  складками,  шторы    и т.п.  Имеет  матовую 
    поверхность,  непрозрачен, очень  приятен  на  ощупь. С  ним  очень 
    легко  работать  в  технике  горячего  батика. Плотные  виды 
    крепдешина  также  хороши  для  росписи  панно.


    ЭКСЕЛЬЦИОР



             
    Легкий  шелк. Тонкий  и  довольно прозрачный (но  не  так  как 
    шифон),  подходит  для  росписи  платков  и  шарфов.  Иногда  с  ним 
    тяжело  работать (это  зависит  от  его  качества). Он  может 
    расползаться  при  натягивании,  давая  дыры  и  затяжки.  При  снятии 
    в  конце  работы  воскового  покрытия  методом  отшелушивания  нити 
    эксельциора  разъезжаются  и  этот   дефект  уже  невозможно
     исправить.  Стирать  этот  вид  шелка  нужно  очень  осторожно,  его 
    скорее  не  стирают,  а  просто  замачивают  в  мягком  моющем 
    средстве,  а  затем  прополаскивают. Отжимают,  не  выкручивая.

    ШИФОН

     

           Существует
    несколько  видов  шифона. По моему  мнению,  все  они  предъявляют 
    большие  требования  к  росписи. Проблемы  начинаются  уже  с  момента 
    натягивания  ткани,  когда  даже  при  росписи  на   профессиональной 
    раме с  тонкими  крючками-гвоздиками  все  равно   при  малейшем 
    натяжении  получаются  дыры. Расписывать  шифон  тоже  нужно  крайне 
    аккуратно,  чтобы  не  сдвинуть  нити  и  не  нарушить  рисунок 
    переплетения  нитей.  Красители  для  росписи  нужно  подбирать  с 
    учетом  того, что  ткань  прозрачна,  и  все  ее  слои  при  наложении 
    друг  на  друга  просвечивают. Удалять  воск  с  расписанной  ткани 
    можно  только  вытапливанием,  ее  ни  в  коем  случае  нельзя  мять и 
    "тереть"  ткань, чтобы  воск  осыпался. В  этом  случае  сдвигов  нити 
    не  избежать,  и  готовое  изделие  может  быть  безнадежно  испорчено. 
    Кроме  росписи  шарфов  и  палантинов обычные  виды  шифона  и жатый
    шифон можно  использовать  для  техники  "шибори", а  газ-шифон  также  и
     для  работы  в  двухслойном  батике при  росписи  панно.


             ДИКИЙ  ШЕЛК

     

           
    У  этой ткани  несколько  названий - чесуча, тусса, крученый  шелк,
    шелк-сырец, шелк  дикого  шелкопряда, рустикальный шелк, флосовый шелк.
    Отличается  необычной, немного  грубоватой  для  шелка,  но  очень 
    интересной  текстурой,  а  также  цветом (бежевым  или  желтоватым), 
    по  внешнему  виду  больше  похож  на  тонкий  дорогой лен. Этот  шелк 
    бывает  разной  плотности,  на  ткани  заметны  утолщения  и  узелки.
    Так  как  это  шелк  дикого  шелкопряда,  то  по  сути  это 
    единственный  тип  шелка,   при  изготовлении  которого  гусеницы 
    шелкопряда  покидают  свои  коконы. Поэтому  волокна  шелка  получаются 
    короткими,  их распутывают  и  получают  при  промышленном  "прядении" 
    нить  с  неровностями разной  толщины,  из  которой  и  ткут  этот 
    вид  шелка. (При  изготовлении   шелка  из коконов "культурного"
    шелкопряда  коконы  остаются  целыми,  их  размачивают  и  получают 
    длинную  тонкую  шелковую  нить). Так  как  полученная  ткань  имеет 
    неровную, узловатую,  поверхность,  то  это,  конечно, несколько
    затрудняет  роспись  такого  шелка. При росписи  этот  шелк  необходимо 
    обработать - освободить  от  аппрета,  тогда  он  намного  лучше 
    впитывает  и  горячий  воск  и  краску.  Не  стоит  путать  этот  шелк 
    с  неочищенным  крепдешином  или другим  видом  необработанного  шелка.
    Любой  неотбеленный  и  не  освобожденный  от  аппретуры шелк  имеет 
    желтоватый  оттенок и несколько  грубее  своего  обработанного аналога.


                     

    Категория: Искусство батика | Добавил: эраи
    Просмотров: 7544 | Загрузок: 159 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: